Маркетри по дереву

Инкрустация — это искусство украшать создаваемые изделия. Пластины материала, с помощью которого происходит набор узора, врезают в материал – базу. Они отличаются фактурой и цветом. После всечки поверхность изделия будет гладкой.

Древнейшее искусство изначально появилось на Востоке. Позднее приобрело новые варианты применения в Древней Греции и Риме. Высокого уровня мастерства достигло в XI-XIII в. благодаря итальянским архитекторам. Постройки их белого камня украшали богатыми орнаментами.

На Руси в IX-X вв. ремесленники владели искусством инкрустирования стали.

Маркетри
Готовая работа

Материалы для работы

Сырьём для инкрустации является:

  • Мрамор. Белый, зелёный или чёрный камень служит базовой для композиции. Популярность белого мрамора более высокая. Он обладает удивительной особенностью менять оттенки в зависимости от попадающего на него света. Индийский Тадж-Махал воздвигнут из белого мрамора. Днём, когда светит солнце, он белоснежный, под лучами заходящего светила – розовый и серебристый при яркой луне.
  • Дерево. Древесина грецкого ореха отличается своей удивительной текстурой. Более твёрдой и менее податливой к всечке — древесина пород ясеня, яблони и груши, дуба, акации и клёна.
  • Металл. Как основа, например, для оружия – это сталь. Для создания орнаментов на дереве применяют листовую медь, олово, латунь, алюминий, бронзу, серебро, золото. Они удобны в изготовлении и дают красивое сочетание с древесным тоном.
  • Драгоценные камни. Здесь всё зависит от фантазии мастера.
  • Слоновая кость.
  • Перламутр.

Внимание! От выбранного сырья зависит способ декорирования и методика.

Базовые приёмы работы по созданию инкрустированных изделий:

  1. Из сырья для декора делается заготовка крупной детали. Её контур вырезается на основе и в это ”гнездо” вклеивается декор.
  2. Более сложный способ для декора с помощью узоров. По контуру наброска, нанесённого на древесину, делаются скошенные выемки, в которые затем выгоняют вставки.

Этапы создания инкрустированных предметов из древесины

  • Рисунок. От тщательного эскиза зависит качество и точность создаваемого изделия. Копируют на кальку схемы, узоры для инкрустации, например, металлом по дереву. С помощью кальки переводят набросок на поверхность деревянной заготовки.
  • В зависимости от вставки, делается всечка или выемка.
  • Нанесение клея и всечка деталей.
  • Шлифовка, выравнивание поверхности.
процесс выполнения
процесс работы

Виды инкрустации

Разнообразны виды инкрустация на деревянных предметах.

Виды Основа изделия Элементы вставки
Интарсия Дерево Дерево
Маркетри Дерево Шпон (деревянная щепа)
Тауширование Металл, дерево, кость, рог. Мягкие драгоценные металлы.

Интарсия

В деревянную основу делается вставка деталей из другой породы дерева. Они отличаются друг от друга по цвету древесины либо одного тона и оттенка. Всё зависит от задуманного. Картинка наносится иглой по кальке с готовым контуром рисунка. Вырезаются гнездо или скошенные выемки. На клей посадить элементы. Лишнее убирается аккуратно напильником. Завершающий этап — шлифовка.

Инкрустация с использованием перламутра

Инкрустация перламутром проводится по технологии интарсии древесины.

От мастера требуется осторожность в работе с перламутром. Он хрупкий и легко слоится. Необходимо защитить лёгкие от попадания в них перламутровой пыли.

Процесс начинается с выпиливания деталей с помощью маленького лобзика и пилочек для ювелирных дел. Затем идёт подготовка гнёзд для элементов картинки. После подгонки перламутра и дерева, вставку вклеивают. Итоговый штрих — нанесение на перламутр штрихов и рисунков.

Выполненные орнаменты с перламутровыми всечками на дереве достойны восхищения.

Инкрустация с использованием
Инкрустация с перламутром

Маркетри

Техника доступная для начинающих. За основу берётся дерево, а орнамент наносится с помощью деревянного шпона разных оттенков. Из шпона складывается рисунок по принципу мозаики. Рисунок из шпонированных деталей накладывается на приготовленную деревянную основу, полируется, пропитывается маслами и лаком, при желании.

Маркетри по дереву используется для изготовления паркета, обеденной мебели, сувенирных изделий.

Техника требует от мастера терпеливости, аккуратности и эстетического вкуса.

Тауширование

В процессе интарсии по дереву можно дополнить оформление и использовать металлопроволоку. Сечение проволоки может быть различным, смотря что задумано автором. Проволоку можно вытянуть до необходимого размера сечения. Для неё прокладывают канавки, в соответствии с размерами, закапывают клей и специальным молоточком забивают проволоку.

Наряду с проволокой для узоров по дереву своими руками можно использовать жидкий металл. Главное, чтобы древесина была устойчива к его высокому температурному воздействию. Для мастера этот процесс опасен и необходимо соблюдать меры предосторожности.

Инструменты по созданию всечки металла по дереву:

  1. Резец для вырезки каналов.
  2. Твёрдые бокорезы.
  3. Молоточек 50-70 г весом.
  4. Пинцет для работы с мелкими и подкрутки металлических деталей.
  5. Напильники мелкой и грубой насечки.
  6. Плоскогубцы.
  7. Круглогубцы.
  8. Абразивные бруски.
  9. Бокорезы для выполнения грубой работы.

Тауширование использовалось в декоративной отделке стали. Таким способом делали золотую насечку на стальном белом оружии. Гладь металла с насечённым рисунком зачеканивают золотую или серебряную проволоку. В процессе шлифовки она составляет неразделимое целое с поверхностью стального изделия.

Исторический пример:

На Руси оружие и воинские доспехи украшали всечкой из золота и серебра. Из единого стального листа с декорированными серебром накладками изготавливался княжий шлем для Ярослава Всеволодовича (IX-X вв. правления).

Важно! Преимущества, которые дает инкрустация по дереву, заключаются в экологичности природных материалов, их высокой прочности. С их помощью можно создать потрясающее разнообразие декоративных элементов. Использовать во многих областях.

Историческая справка

Древние мастера использовали имитацию инкрустации по дереву. Для всечки использовали разнообразные цветные пасты, которые смешивали с клеем. Этим составом заполняли подготовленные орнаменты. Легко удавалось имитировать чёрное дерево, слоновую кость, бирюзу, малахит и другое.

Яндекс.Метрика